Смазочно-охлаждающие технологические средства и вспомогательные материалы для обработки металлов

 
    
    



   English version
    +7 8552 778369
 
Публикации
 
Практические аспекты применения смазочно-охлаждающих жидкостей на предприятиях машиностроения

Проблемы производства и применения водоразбавляемых смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ) в значительной степени определяются следующими аспектами:
-экономическими потерями вследствие биодеструкции;
-отсутствием эффективных базовых компонентов (ПАВ, эмульгаторов и ингибиторов коррозии).

Проблемы, связанные с применением СОЖ на крупных машиностроительных предприятиях, можно рассмотреть на примере Камского автозавода. Здесь приготовление рабочих эмульсий и их подача к автоматическим линиям осуществляется с помощью централизованных циркуляционных установок,снабженных гравитационными баками-отстойниками и полосовыми фильтрами. Причем проект систем предусматривает разделение и утилизацию стружки и выполнен на уровне самых высоких требований для середины 70х - начала 80х годов. Только на заводе двигателей АО "КамАЗ" таких установок 37, общим объемом 5800 м3, на агрегатном заводе - 68 установок объемом 6000м3. Эмульсии в централизованных системах обладают ограниченным сроком службы, что приводит к необходимости дополнительных мероприятий: механической очистки, дезинфекции, введению антикоррозионных и биоцидных добавок. Замены и корректировки требуют значительных материальных затрат, достаточно сказать, что при работе в проектном режиме КамАЗ потреблял более 5000 тонн эмульсола Укринол-1 со всеми сопутствующими такому количеству проблемами: разгрузкой, хранением, транспортировкой, фондами и лимитами.

Как уже упоминалось, в течение 80-х годов в автомобилестроительной отрасли широко применялась эмульсионная СОЖ Укринол-1, изготавливаемая на основе имортного сульфоната натрия. Это сдерживало рост объемов производства и создавало дефицит на крупнейших заводах,прежде всего КамАЗе и ВАЗе.
Новая концепция разработки рецептур позволила в первую очередь создать эмульсол (растворимое масло) универсального назначения для централизованных систем СОЖ на крупных предприятиях.
Концентрат Автокат Ф-78 в настоящее время широко применяется на КамАЗе, АвтоВАЗе, АвтоУАЗе и многих других заводах Российской федерации.

Особое место в ассортименте СОЖ занимают так называемые биостабильные жидкости,которые не требуют введения бактерицидных присадок в процессе эксплуатации,так как содержат особо микробоустойчивые компоненты.В результате исследований было установлено, что исключительной биостойкостью обладают бораты этаноламинов,известные как ингибиторы коррозии в водных растворах.На основе боратов освоено производство новой СОЖ Автокат Ф-40 с повышенным сроком службы.Применение концентрата Автокат Ф-40 показало, что по уровню эксплуатационных свойств он не уступает зарубежным аналогам типа Syntilo R (ф.Бурма-Кастрол, Германия). СОЖ Автокат Ф-40 с 1999 года производится крупным тоннажом по заказу АО АвтоВАЗ.

Как известно, в результате длительной эксплуатации происходит интенсивное загрязнение рабочих эмульсий и оборудования маслянистыми, биологическими отложениями,в которых кроме прочего содержится бактериальная микрофлора.Поэтому при замене СОЖ в загрязненных циркуляционных установках свежеприготовленная эмульсия или раствор подвергается быстрому биопоражению,что приводит к ухудшению ряда показателей.Для повышения срока службы СОЖ важную роль играют моюще-дезинфицирующие средства (МДС).МДС в отличие от обычных моющих средств должны обладать бактерицидной способностью и совместимостью с водосмешиваемыми СОЖ.Это позволяет производить очистку станков и оборудования путем введения МДС в подлежащую сливу эмульсию на 6-24 часа.Фирмой Олеокам выпускается подобное средство под торговой маркой МДС-К.

Важное значение для правильной эксплуатации СОЖ имеет контроль физико-химических показателей рабочих эмульсий.Рекомендуемые методы контроля изложены в сборнике методик, которые можно скачать с нашего сайта.